ശൈഖുല് ഇസ്ലാം ഇബ്’നു തൈമിയ്യ
Шёл 7-ой век Хиджры — век переселения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сторонников из Мекки в Медину. Эпоха ждала истинного учёного, который бы улучшил, реформировал социальную, интеллектуальную, моральную и политическую жизнь мусульман.
Нужен был истинный учёный, который бы вывел мусульман из темноты невежества, показал бы им значение Корана и Сунны на их пути. Мусульманам нужен был истинный учитель, который бы жил не только своими книгами, не довольствовался бы только своими коллекциями — собиранием материала, фактов — и который бы не смотрел на людей с высоты своей башни из слоновой кости. Им очень нужен был учёный, который вышел бы вперёд с флагом и не боялся ничего. Мусульманам нужен был истинный учитель, который бы развеял их иллюзии относительно новшеств и реконструировал бы их личности в свете Корана и Сунны, чтобы защитить их религию и Умму — мусульманскую общину.
В то время в Сирии была широко известна своими познаниями в различных исламских науках семья Ибн Теймийа. Шейх уль-Ислам Маджд ад-Дин Абд ас-Салам, дедушка Ибн Теймийи, был уникальной личностью своего времени, лучшим знатоком юриспруденции и её принципов, очень хорошо знал хадисы — предания о словах и поступках Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины и науки Ислама в целом, прекрасно читал наизусть Коран и знал его толкование. Шейх Шихаб ад-Дин Абд аль-Халим, отец Ибн Теймийи, был выдающимся имамом — духовным руководителем, главой мусульманской общины. Он был знатоком юриспруденции мазхаба Имама Ахмада Ибн Ханбал. Он также был известным учёным по многим другим исламским наукам, стал шейхом Школы хадисов в Дамаске, а также возглавлял кафедру в Главной мечети Дамаска по пятницам.
Таки ад-Дин Ахмад Ибн Абд аль-Халим Ибн Абд ас-Салам Ибн Теймийа, внук известного учёного и сам учёный, родился в Харране (Северная Сирия)
Вот как описывал Ибн аль-Атхир положение в мусульманском мире в эпоху жизни Ибн Теймийи:
«В то время Ислам и мусульмане испытывали такие бедствия, какие не испытывала ни одна другая нация. Одним из таких бедствий было вторжение татаро-монголов. Они пришли с востока и нанесли огромный ущерб Исламскому миру. Другим бедствием было нашествие франко-германских крестоносцев с запада в Месопотамию и Египет. Они оккупировали порты и завоевали почти весь Египет, но по милости Аллаха потерпели поражение. Но ещё одним бедствием было то, что произошёл раскол среди самих мусульман, и они подняли свои мечи против своих же соотечественников.
Кроме этих ужасных политических и военных обстоятельств, с которыми столкнулись мусульмане, Ислам, который проповедовал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и ас-салаф ас-салих (праведные предки) подвергались серьёзным нападкам со стороны отклоняющихся от истины сект. Заблудшие секты склоняли на свою сторону много новообращённых мусульман и оказывали сильное влияние на умы и образ мышления многих людей. Широко практиковался такълид – слепое подражание имамам в образе жизни и мышлении. Хотя и имелось много сведений о религии, фикъхе (мусульманском правоведении), хадисах и т.д., только немногие учёные и простые люди интересовались источниками знаний и средствами их распространения. Большинство же людей слепо принимали на веру учение своего шейха или имама, не интересуясь, откуда взялись все эти данные».
В эпоху Ибн Теймийи положение мусульман было тяжёлым, и именно это положение он очень хотел улучшить. Он очень активно защищал свою религию — Ислам. Почти во всех своих работах он или критиковал, или опровергал неисламские идеи, которые просочились в Ислам, или же защищал некоторые точки зрения, к которым, по его мнению, нужно было привлечь внимание мусульманской Уммы.
Наиболее ярким примером активной роли Ибн Теймийи в защиту Ислама является его деятельность во время вторжения татаро-монголов на мусульманские земли. Во время этого критического для исламской истории периода он был источником идеологического и патриотического вдохновения. Он говорил о необходимости борьбы за веру, объясняя, что это — долг первостепенной важности. Используя всё своё красноречие и умение излагать мысли письменно, он изо всех сил поддерживал моральное состояние мусульман и подчёркивал необходимость их объединения, необходимость понимания сущности Ислама и имана, необходимость веры в истинность Ислама, их взгляда на Аллаха Славного и Всевышнего, а также на необходимость их религиозного и социального самосознания.
Во время военных действий Ибн Теймийa убедил египтян послать войска для подкрепления в Сирию, которая находилась под натиском монгольских орд, говоря им, что это их исламский долг. Затем он лично вступил в борьбу против татаро-монгол, и Аллах Славный и Всевышний помог мусульманам одержать победу. Во время боёв Ибн Теймийа всегда был на передней линии фронта, и его доблесть и храбрость во время битвы Шакхаб,
Он защищал мусульманскую религию не только на военном, но и на идеологическом фронте. Главными противниками Ибн Теймийи на идеологическом фронте были мистики-аскеты, проповедовавшие аскетизм и отвергавшие мусульманскую обрядность, и схоластики — оторванные от жизни и практики философы.
Он не признавал их идеи пантеизма — философского учения, отождествляющего Всевышнего с природой и рассматривающего природу как воплощение божества. Он не признавал идеи гностицизма — религиозно-философского течения раннего христианства, представляющего собой соединение христианских догматов с греческой идеалистической философией и восточными религиями, детерминистического (причинно-обусловленного) взгляда на общее религиозное смирение. Он считал, что эти идеи действуют разрушающе на мусульманскую Умму, так как они ведут к политической апатии, религиозным недоразумениям и отходу от активной жизни общины. Очень много умственных сил он потратил на опровержение этих доктрин.
Ибн Теймийа также резко критиковал и шиитов, так как в их доктринах и вере было много недостатков. Он резко осуждал их фальсификацию исторических фактов и искажение Сунны для поддержки своих политических взглядов.
Ибн Теймийа также выступал против аль-Джахамиййа и аль-Джабарийа, детерминистов, которые отрицали то, что человек отвечает за все свои действия.
В результате борьбы против этих течений он нажил себе много врaгов среди них. Многие их лидеры, которые занимались политикой, использовали это против него, и он один раз был сослан в Александрию и три раза по разным причинам попадал в тюрьму. Его работы были запрещены, и во время его последних трёх заключений в тюрьму ему было запрещено читать, писать и общаться с семьёй и друзьями.
Среди его многочисленных трудов можно выделить «Аль ‘Убудийа». Аль-Убудийа (от арабского глагола «абада» — «преклоняться», «обожать».
Возможно, читатель и знает, что арабское слово ‘абд означает и «раб», и «поклоняющийся». В данном трактате Ибн Таймийа доступно объясняет не только разницу между словами «раб» и «поклоняющийся», но также очень подробно говорит о том, что означает поклонение в Исламе.
Сутью его теологии (богословия) является то, что все сотворённые вещи, органические и неорганические, являются ‘ибад Аллаха — рабами, поклоняющимися Аллаху. Но ‘ибадат делятся на две группы: невольные рабы и рабы по своей воле. Конечно же, животные, растения и минералы относятся к первой категории, тогда как люди свободны выбирать своё положение сами. Другими словами, существуют две различные реальности: вселенская (универсальная) и религиозная. Все рабы Аллаха подвергаются вселенской реальности. Независимо от того, плохой он или хороший, верующий или неверующий, богатый или бедный, он подвергается закону Аллаха, по которому Он создал вселенную, то есть дышит, ест, спит и т.д. Однако, религиозная реальность — это добровольное принятие Законов Аллаха и добровольная борьба за любовь и повиновение Аллаху Славному и Всевышнему, Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и посланию Ислама. И только истинный ‘абд (поклоняющийся) признаёт эти две реальности, помнит о них и старается выполнять предписания религиозной реальности — законов Аллаха Славного и Всевышнего. Таким образом, это и объясняет, почему в религиозном контексте слово ‘абд иногда переводится как «раб», а иногда как «поклоняющийся». Именно выбор следовать Исламу делает абда-раба абдом-поклоняющимся.
Чтобы лучше понять трактат Ибн Теймийи, нужно помнить о следующем: Ибн Теймийа раскрыл нам, что если мы немного отклонимся от истинного пути, умышленно или неумышленно, то это поведёт нас всё дальше и дальше по пути ширка — приписывания Аллаху Славному и Всевышнему сотоварища, и куфра — отрицания истины.
Далее Ибн Теймийа продолжает доказывать, что для совершения правильного поклонения нужно идти по пути аш-Шари‘а (Шариата, Божественного Закона). Чтобы поклоняться Аллаху Достойному и Величественному правильно, мы должны поклоняться Ему, следуя по Его пути, т.е. мы должны идти по Законному пути Шариата. Ибн Теймийа взял Шахадатайн (два Свидетельства Веры) и связал их с двумя основными принципами Ислама. Насколько нам известно, слова свидетельства веры «ла илаhа илла Ллаh» означают «нет никакого достойного объекта поклонения, кроме Всевышнего Аллаха», а слова «уа Мухаммад расулю Ллах» то есть «и Мухаммад — посланник Аллаха» означают, что сутью Послания является объяснение того, как нужно поклоняться на примере пророка Мухаммада, да боагославит его Аллах и приветствует, что любое отклонение от этого пути несовместимо с Шариатом.
Чтобы правильно поклоняться, нужно выполнять два условия. Во-первых, мы должны совершать праведные поступки, зная, что поступок не может считаться праведным, если он не подчинён Закону Аллаха Славного и Всевышнего, как он был ниспослан Его расулю (посланнику), да благословит его Аллах и приветствует. Во-вторых, совершая поступок, нельзя совершать его из-за чего-то ещё, кроме воли (желания) Аллаха Достойного и Величественного. Ибн Теймийа учил нас так, как указано в Коране: нельзя подходить к исламской религии избирательно. Нельзя что-то выбирать из неё, а что-то отбрасывать. Нужно принимать Ислам целиком и полностью. Это и есть основа поклонения.
Ибн Теймийа знал, что заключение в тюрьму за знание предоставляет альтернативную свободу, и он был рад заключению как возможности думать и работать. Но когда у него отобрали книги и не разрешили писать (что произошло во время его последнего заключения в тюрьму), это было для него самым суровым наказанием. Он умер в своей камере в Дамаске в
Комментируя нападки на себя со стороны своих врагов, Ибн Теймийа говорил: «В этой жизни сначала нужно попасть в Рай, чтобы можно было радоваться жизни: что могли бы сделать со мной мои враги? Мой Рай находится у меня в груди; куда бы я ни пошёл, он всегда со мной. Моё заключение в тюрьму — это только возможность побыть наедине с собой; моё убийство — это всего лишь свидетельство; моя высылка из страны — отпуск».
Во время своего последнего заключения в тюрьму Таки ад-Дин Ибн Теймийа обратился со своей последней мольбой к Аллаху Славному и Всевышнему: «Всемогущий Аллах, помоги мне помнить Твою доброту, поблагодарить Тебя, искренне почитать Тебя, да будет на то воля Твоя».
Да будет Аллах милостив к нему!