സ്വഭാവദോഷങ്ങള്-ഈമാനിന്റെ കുറവ്
Вера – это сила, оберегающая людей от гнусных поступков, побуждающая людей к благородным поступкам. Именно поэтому Аллах, призывая Своих рабов к благодетели и желая вселить в них ненависть ко злу, связывает это с верой, утвердившейся в их сердцах. И как часто Он в Своей Книге обращается к людям со словами “О те, которые уверовали”, и лишь только после этого Он возлагает на них определенные обязанности. Например: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (Коран. 9:119).
Призванный к Миссии посланник Аллаха, мир ему и благословение, прекрасно и доходчиво разъяснил, что крепкая вера безусловно укрепляет нравственные устои, а ослабление этих устоев ослабляет и веру, а то и приводит к ее полной утрате – в зависимости от степени тяжести или же незначительности причиненного зла.
О человеке бессовестном, имеющем дурной нрав, совершающем низкие поступки, пренебрегая всеми остальными людьми, Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Скромность (стыдливость) и вера связаны вместе. И коль возвышается одна, то возвышается и другая» (Аль-Хаким и Ат-Табарани).
Человека, который причиняет боль и зло соседям и обрушивает на них зло, Ислам судит очень сурово. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал о подобных людях следующее: «Клянусь Аллахом, он не верует! Клянусь Аллахом, он не верует! Клянусь Аллахом, он не верует!». Сподвижники спросили: «Кто он, о Посланник Аллаха?» Пророк сказал: «Тот, от зла которого не спокоен сосед его» (Аль-Бухари).
Мы также видим, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, наставляет своих последователей, дабы те избегали пустословия и болтовни, говоря им: «Кто уверовал в Аллаха и Последний День, пусть говорит благое или молчит» (Аль-Бухари).
Он, полагаясь на праведность веры и ее совершенство, непрестанно прививал добродетели и заботился об их сохранении, пока, наконец, его труды не принесли свои первые плоды.
Однако, сегодня, некоторые из тех, кто относит себя к Исламу, могут с легкомыслием относиться к исполнению актов поклонения, демонстрируя перед обществом свое сильное стремление к соблюдению этих ритуалов, но в то же время, совершая очень многое из того, что никак не совместимо с благородным нравом и истинной верой.
Пророк Ислама грозил всем тем, кто подменяет истинную веру ритуалистикой, и предупреждал о них свою общину. Ведь подражает в исполнении религиозных обрядов тот, кто не впитал в себя дух веры или не возвысился до ее уровня. Даже ребенок может механически копировать движения взрослых во время молитвы и повторять произносимые при этом слова. Актер также может заниматься подражанием с выражением полнейшего смирения, притворно совершая самые важные ритуалы.
Однако ни то, ни другое никак не заменяет здравость твердой убежденности и благородные устремления. Суждение о достоинстве и красоте поведения вновь и вновь выверяется по такому критерию, который дает результат без погрешностей, а этим критерием является высокая нравственность.
Вот о чем рассказал имам Ахмад в своем сборнике хадисов: «Один человек спросил Пророка: «О Посланник Аллаха! Воистину, одна женщина очень известна своими обильными молитвами, постом и (раздаваемыми) милостынями, однако она причиняет вред соседям своим языком». На что он (Пророк) сказал: «Она в Огне». После этого человек спросил: «О Посланник Аллаха! Воистину, другая женщина известна скромностью (т.е. малостью) своей молитвы и поста, и она раздает кусочки сыра как милостыню и не причиняет вреда своим соседям». И Пророк сказал: «Она в Раю»» (Ахмад).
В этом ответе определена ценность высокого нрава, а также содержится намек на то, что раздача милостыни (садака) – это социальная форма поклонения, идущая во благо другим. Поэтому касательно нее не были введены какие-либо ограничения, подобные таковым, введенными в молитву и пост, хотя последние по внешнему проявлению являются индивидуальными формами поклонения.
Посланник Ислама в своем ответе на возникший вопрос не ограничился разъяснением связи между нравственностью и истинной верой, ее связью с правильными актами поклонения. Он утвердил ее и как благополучие в этой жизни, и как спасение в жизни грядущей.
Роль нравственности более чем важна, поэтому необходимо постоянно наставлять других, давать им советы, дабы в их умах и сердцах укоренилось то, что вера, благочестие и нравственность – это последовательные и взаимосвязанные элементы одной цепи, звенья которой неразрывны.
Посланник Аллаха сказал: «Известно ли вам, кто считается разорившимся (муфлис)?» Люди сказали: «Разорившийся среди нас тот, у кого нет ни дирхама, ни вещей». Пророк же сказал: «Разорившийся в моей общине тот, кто явится в День Воскрешения с молитвой, постом и закят (т.е. многими добрыми деяниями), но при этом (окажется, что) он (в той жизни) кого-то обругал, кого-то оклеветал, проел чье-то имущество, пролил чью-то кровь, ударил кого-то. И тогда будет отдано из его благих деяний и первому, и второму (и всем тем, кого он при жизни обидел), и если его благие деяния исчерпаются прежде, нежели он покроет свой долг (перед обиженными им), то тогда будут взяты грехи тех людей (кого он при жизни обидел) и брошены на него, и будет он брошен в Огонь» (Муслим и Ат-Тирмизи).
Такой человек и в самом деле разорившийся – он поистине подобен торговцу, имеющему товар на сумму в тысячу, но задолжавшему другим сумму в две тысячи. Как можно назвать такого человека богатым?
Религиозный человек, соблюдающий некоторые акты поклонения, но после этого совершающий злые дела, угрюм с лица и враждебен изнутри. И можно ли после этого отнести его к числу богобоязненных?
Передано, что Пророк, мир ему и благословение, привел для подобных случаев похожий пример. Он сказал: «Добрый нрав заставляет грехи таять подобно тому, как вода заставляет таять лед, а дурной нрав губит деяния подобно тому, как уксус губит мед» (Аль-Байхаки).
Если же порок возрос в душе человека, а причиненный им ущерб стал распространяться с возрастающей опасностью, тогда этот человек порвал со своей религией и стал подобен обнаженному человеку, снявшему с себя одежду. А его слова о справедливости или вере будут ни чем иным, как ложью. Какова цена веры без нравственности? Имеет ли смысл развращенность и преданность Аллаху в одном лице? В подтверждение этих ясных принципов касательно связи между верой и истинной нравственностью благородный Пророк говорит: «Три вещи – в ком они есть, тот и лицемер, коль даже он соблюдает пост, молится, совершает хадж и ‘умра (малое паломничество) и говорит: «Поистине, я – мусульманин»; когда он говорит – лжет, когда обещает – нарушает (обещанное), а когда ему что-либо доверяют – предает» (Муслим).
Он также сказал: «В ком есть (следующие) четыре признака, тот является настоящим лицемером, а тот, в ком есть (хотя бы) малость сего, в том есть и малость лицемерия, – до тех пор, пока он не избавится от нее (этой малости): когда ему доверяют что-либо, он нарушает (доверие), когда он рассказывает – врет, когда дает обязательство – предает, а ссорясь, бесчинствует» (Аль-Бухари и Муслим).
Проповедь прочитана в мечети редукторного поселка г. Махачкалы