أبو هريرة راوية الإسلام
Именем Аллаха Милостивого, Милостивейщего!Свое имя — Абд ар-Рахман ибн Сахр — он получил от посланника Аллаха после принятия Ислама. В эпоху язычества его звали Абд Шамсом — “рабом солнца”. Родом он был из известного племени Даус аль-Азди из Йемена, которое существует и по наши дни.Его семья прозвала его Абу Хурейрой — “владельцем котенка”. Однажды, когда он пас овец, он нашел дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его родственники услышали мяуканье и спросили: “Что это?” Он ответил: “Котята”. С того дня его и прозвали Абу Хурейрой.
Среди своего племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались ему от его дядь по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего племени, и после принятия им Ислама пророк оставил его на этой должности. Его дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса.
Внешний вид и характер
Абу Хурейра был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами. Между верхними резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким, жизнерадостным и веселым человеком, любил носить льняную одежду и черную чалму.
Принятие Ислама и переселение в Медину
Племя Даус было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские племена. Покровителем Дауса считался Зу-ль-Хулса — идол, которому поклонялись члены племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с появлением призыва к единобожию, принесенного из Мекки ат-Туфейлем ибн Амром, — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком из племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с посланником Аллаха, а затем вернулся к своему народу, призвав его к Исламу, и все они уверовали благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра. Позднее, незадолго до покорения Мекки, он переселился к посланнику Аллаха в Медину.
Тогда Абу Хурейра был еще молодым человеком, не достигшим тридцати лет, однако не следует удивляться, что он был сообразительным, имел живой ум, прекрасную память и крепкую веру. Они сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только на самого себя. Его поразительная память была следствием аскетизма и отдаленности от мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: “Я вырос сиротой и совершил хиджру бедняком”.
Достоинства Абу Хурейры и остальных сподвижников пророка
Переселение Абу Хурейры к пророку и присоединение к его сподвижникам позволили ему достичь огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал ему честь быть сподвижником Своего посланника, и он заслужил вознаграждение, обещанное всем сподвижникам пророка. Всевышний Аллах сообщил об этом в Своем Откровении:
“Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между собой...”
(Священный Коран. Сура “аль-Фатх” (“Победа”) 48:29).В одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний сказал:
“Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час...”
(Сура “ат-Тауба”, 9:117)Абу Хурейра также является мухаджиром, совершившим переселение к посланнику Аллаха из родного Йемена.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной” (“аль-Джами’ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) имама аль-Бухари. Том 5, с. 10). Поэтому любовь к сподвижникам пророка, да будет доволен ими Аллах, и обращение к Аллаху с молитвой об их прощении относятся к основам чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас, двоюродный брат посланника Аллаха по отцу, сказал: “Не ругайте сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их пребывания рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет” (“аль-Акида” имама ат-Тахави, с. 398).
Всевышний Аллах сказал:“Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в вере, и не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали! Господи наш, ведь Ты — Мягок, Милостив!”
(Сура “аль-Хашр”, 59:10)Таким образом, нам повелено только молить Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах также сказал:
“Так Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас...”
(Сура “аль-Бакара”, 2:143)Всевышний Аллах призвал нас придерживаться прямого пути, веры, знаний, братства, согласия и любви, которым следовали сподвижники, сказав:
“А кто станет противиться посланнику после того, как стал ему ясен прямой путь, и последует не по пути верующих, того Мы обратим к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Как скверно это пристанище!”
(Сура “ан-Ниса”, 4:115)Имам ат-Тахави в своем труде об исламском вероубеждении, авторитет и достоверность которого признали ученые всех мазхабов, писал: “Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не проявляем чрезмерности в нашей любви к ним и не отрекаемся ни от одного из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или недостойно о них отзывается. Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь к ним — это часть религии, веры и ихсана (высшей степени веры. — Прим. пер.), а ненависть к ним — прямая противоположность вышеупомянутому...” (“аль-Акида”, с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждый мусульманин.
Посланник Аллаха обратился к Всевышнему с молитвой за племя Даус, сказав: “О Аллах! Наставь Даус на прямой путь и приведи их в Ислам!” Тогда Абу Хурейра уже был верующим, однако благословение молитвы пророка не миновало его. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха, который подчеркнул превосходство мусульман Йемена, сказав: “Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...” (аль-Бухари, 5/219).
Абу Хурейра и его мать были удостоены и особой молитвы посланника Аллаха. Он сказал: “О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать любимыми для Своих верующих рабов, и сделай верующих любимыми для них!” (“аль-Джами’ ас-Сахих” имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу Хурейре и его матери является одним из признаков искренней веры.
Однако подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру когда он поселился в ас-Суффе — тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями ее были бедные мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища, помимо мечети. Их единственной заботой было изучение Корана и религии Аллаха.
Ас-Суффа была первой школой Ислама, а окрепших в ней верующих Аллах удостоил Своей похвалы в Священном Коране и повелел мусульманам быть добродетельными к ним:
“...Для бедных, которые терпят нужду на пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий почтет их, по скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам: они не просят докучливо...”
(Сура “аль-Бакара”, 2:273)Аллах также повелел Своему посланнику держаться вместе с теми бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и повиновение ему днем и ночью:
“Терпи душой с теми, которые взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...”
(Сура “аль-Кахф”, 18:28)Любовь к пророку и неразлучность с ним
Абу Хурейра сильно любил посланника Аллаха. Однажды он признался ему: “О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой, а глаза отдыхают” (“Муснад” имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью овладела им, и он отдавал предпочтение тому, чтобы услышать один хадис из уст посланника Аллаха, перед тысячью рак’атами дополнительной молитвы. Он говорил: “Одна часть постигаемых нами знаний любезнее для нас, чем тысяча рак’атов”.
Страстная любовь к посланнику разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти посланника Аллаха он не мог сдерживать себя и был готов разрыдаться до потери сознания при его упоминании (“аль-Джами’ аль-Кабир” имама ат-Тирмизи, 9/226). Являясь частью его веры, глубокая любовь к пророку в сердце Абу Хурейры побудила его всецело отдаться непрерывному общению с посланником Аллаха — не только в мечети и ас-Суффе, но и в походах и путешествиях, на базаре и при навещении больных. Он держал поводья его верблюдицы, помогал ему дома и в дороге. Он очень часто спрашивал пророка о том, о чем не интересовался никто иной. Это позволило Абу Хурейре узнать о многих деяниях пророка, о которых не ведали большинство сподвижников.
Посмотрите на его рвение к знаниям: когда посланник Аллаха раздавал трофеи, он спросил его: “Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?” Он ответил: “Я прошу лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах”. Всевышний и Всеведущий Аллах знал правдивость его слов, и он стал одним из великих ученых.
Голод на пути постижения знаний
Он жил в ас-Суффе — бедный, без имущества, без крова, без занятия. Как и другие обитатели ас-Суффы, он довольствовался наставлением на прямой путь, которым одарил его Аллах. Он посвятил себя неразлучному следованию за посланником Аллаха ради того, чтобы услышать все, что он говорил, и запомнить это для того, чтобы научить этому других. Иногда он проводил несколько дней без еды и терял сознание из-за голода. Подобным самопожертвованием сподвижники пророка воспитывали собственные души — так выросли поколения, покорившие Сирию, Персию, Ирак и другие страны. Их стремления были обращены не к тому, как наполнить свои животы, а к познанию религии и повиновению Аллаху и Его посланнику. Однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, войдя в комнату своей жены Фатимы, дочери посланника Аллаха, увидел, что аль-Хасан и аль-Хусейн плачут. “Отчего они плачут?”, — спросил он. Фатима ответила: “От голода” (“Китаб ас-Сунан” имама Абу Дауда 1/398).
Джихад на пути Аллаха
Абу Хурейра принимал участие во всех сражениях посланника Аллаха, кроме битв при Бадре, Ухуде и сражения у рва, потому что он переселился к пророку после них. Он участвовал в битвах при Хейбаре и Зат ар-Рика’, в покорении Мекки, в походах на Табук и Му’та и других. Он сражался с вероотступниками в эпоху правления халифа Абу Бакра, позднее участвовал в битве при Ярмуке, походах на Армению и Джурджан. В боях за истину он проявил себя крепким бойцом и верным мусульманином.
Высокая нравственность
Абу Хурейра получил от пророка прекрасное воспитание в духе веры в Аллаха. Оно неоднократно проявлялось при различных обстоятельствах в течение его жизни. Иногда пророк давал ему наставления, говоря: “О Абу Хурейра! Будь богобоязнен, и ты будешь лучшим в поклонении Аллаху! Довольствуйся малым, и ты будешь самым благодарным из людей! Желай людям того, чего ты желаешь самому себе, и ты станешь верующим! Будь благодетелен к своим соседям, и ты станешь мусульманином! И меньше смейся, ибо частый смех губит душу...” (“Китаб ас-Сунан” имама Ибн Маджи, 2/141).
Абу Хурейра всегда помнил это завещание. Он был богобоязнен, аскетичен, далек от мирских удовольствий, богатства и искушений. Он любил людей, обучал их и внимательно заботился о них. Он был добродетелен к своему соседу Аммару ибн Ясиру, отдавая должное его заслугам в деле распространения Ислама. Он часто плакал и редко смеялся. Да будет доволен им Аллах!
Внимательное отношение к Корану и изучение его
Частое чтение Корана и изучение его наизусть являются признаками веры. Посланник Аллаха сказал: “Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и обучает ему других”. Поэтому Абу Хурейра опередил многих в этом великом деле.
Он изучил Коран и запомнил его со слов Убейя ибн Ка’ба, который был одним из тех, кто записывал, собирал и изучал Коран у посланника Аллаха. Затем сам Абу Хурейра стал преподавать Коран. Его учеником был Абу Джа’фар Язид ибн аль-Ка’ка’ аль-Мадани, один из десяти самых знаменитых чтецов Корана, посредством которых священные тексты Книги Аллаха дошли до наших дней, ибо сохранение Корана не основывается на книгах, в которых он записан: Коран хранится в сердцах ученых, которые из поколения в поколение донесли его до наших дней. Ученик перенимает знания от своего шейха, тот — от своего, и так — до посланника Аллаха.
Усердие в поклонении
Как-то Абу Усман ан-Нахди остановился в гостях у Абу Хурейры, о чем он позднее вспоминал: “Абу Хурейра, его жена и слуга делили ночь на три части — один совершал молитву, затем будил другого” (аль-Бухари, 7/102). Сам Абу Хурейра о своем режиме говорил: “Я разделяю ночь на три части: первую треть я сплю, вторую треть совершаю молитву, а последнюю треть вспоминаю хадисы посланника Аллаха” (“ас-Сунан” имама ад-Дарими, 1/82).
Он постился каждый понедельник и четверг в течение всей своей жизни. Абу Хурейра говорил: “Более всего скуп тот, кто скупится на приветствие; а более всего ленив тот, кто лениться обратить мольбу к Аллаху” (“Фатх аль-Бари” хафиза Ибн Хаджара, 11/498).
Добродетель к матери
Абу Хурейра был добродетелен к своей матери как во времена язычества, так и в Исламе. Однажды он призвал ее принять Ислам, но она отказалась и оскорбила посланника Аллаха. Абу Хурейра заплакал, пришел к пророку и попросил его воззвать к Аллаху, чтобы Он наставил его мать на прямой путь. Пророк исполнил его просьбу. Когда Абу Хурейра вернулся домой, чтобы обрадовать ее тем, что пророк взмолился за нее к Аллаху, он увидел, что она уже засвидетельствовала, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха (Муслим, 7/165).
Однажды пророк дал ему два финика. Он съел один, а второй положил в карман. Пророк спросил его: “Зачем?” Он ответил: “Я оставил его для матери”. Он сказал ему: “Съешь его, а мы дадим тебе еще два финика для твоей матери”.
Всякий раз, когда Абу Хурейра входил в комнату своей матери, он говорил: “Да вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты воспитала меня, когда я был маленьким”. Она отвечала ему: “Да вознаградит Аллах добром и тебя за то, что ты почтителен со мной, когда я уже постарела” (“аль-Адаб аль-Муфрад” имама аль-Бухари, 1/64).
Скромность и богобоязненность
Абу Хурейра был одним из ученых среди сподвижников посланника Аллаха, однако он не превозносил себя ни в собственных глазах, ни перед другими. Как-то он сказал Ибн Аббасу, несмотря на то, что тот был одним из молодых сподвижников и был моложе его по возрасту: “Ты лучше меня и более знающ”.
Абу Хурейра был великодушным и щедрым, любяще относился к рабам Аллаха, сиротам, вдовам, соседям, слабым и бедным. Когда халифы отправляли ему подарки, он раздавал их в тот же вечер. Он взял под опеку сироту Му‘авию ибн Му‘тиба, обучил и воспитал его, и он стал одним из величайших ученых.
Свидетельство пророка о его знаниях
Как-то Абу Хурейра спросил Пророка: “Кто же счастливейшие из людей, которые удостоятся твоего заступничества в День воскресения, о посланник Аллаха?” Он сказал ему: “Видя твое рвение в изучении хадисов, я предполагал, Абу Хурейра, что никто не спросит меня об этом раньше тебя. Самыми счастливыми из людей, которые будут удостоены моего заступничества в День воскресения, будут те, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха” от чистого сердца” (аль-Бухари, 8/146).
Посланник Аллаха доверял ему распространять свои хадисы. Однажды он сказал ему: “Выйди и возвести в Медине, что нет молитвы без чтения Корана — хотя бы суры “аль-Фатиха”, а кто может — то более этого” (Абу Дауд, 1/188).
Свидетельства великих сподвижников о нем и его знанияхТальха ибн Убейдуллах, один из десяти сподвижников посланника Аллаха, которым он предвестил райское блаженство, свояк пророка по линии четырех его жен и один из его самых близких учеников, сказал: “Несомненно, он (Абу Хурейра. — Прим. пер.) слышал от посланника Аллаха то, чего не слышали мы, потому что он был нищим, неимущим, постоянным гостем посланника Аллаха и ходил с ним рука в руку. Мы же имели дома и богатство и приходили к посланнику Аллаха лишь на рассвете и вечером” (ат-Тирмизи, 13/226).
Абу Хурейра передал от посланника Аллаха рекордное количество хадисов — 5374. Перед пятничной молитвы он постоянно рассказывал их в мечети пророка в Медине, и его слушали сподвижники и их знаменитые последователи (“аль-Мусаннаф” Ибн Абу Шейбы, 2/137). В течение 13 лет — после убийства Усмана вплоть до своей смерти он выносил фетвы в столице халифата, которые находили доверие у всех сподвижников посланника Аллаха. Многие ученые из разных концов халифата приезжали в Медину, чтобы обучаться у него.
Отдавая должное его преданности, верности и знаниям, Абу Бакр назначил его помощником эмира Бахрейна — аль-Ала’ аль-Хадрами, а затем — Кудамы ибн Маз‘уна. Халиф Умар же передал должность эмира Бахрейна самому Абу Хурейре. Это еще раз свидетельствует о том, что он был одним из видных мусульман, и в дополнение к своим глубоким знаниям Корана и шариата, он прекрасно разбирался в вопросах управления государством и политики.
В течение долгого времени при жизни посланника Аллаха Абу Хурейра изучал религию Аллаха, оставаясь холостым. После смерти пророка он женился, и у него родились четверо сыновей и дочь. Все они обучались у своего отца и стали заслуживающими доверия учеными. Его род продолжается и по сей день в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко. Среди них было много известных мусульманских ученых.
Абу Хурейра прожил 78 лет. В течение своей плодотворной жизни он достойно выполнил обязательство, лежащее на нем — передал последующим поколениям мусульман наследие пророка Мухаммада. Он переселился к посланнику Аллаха из далекой земли, довольствовался в своей жизни малым, непрестанно сопровождал пророка, сражался с язычеством, боролся с вероотступничеством, участвовал в походах, защищал исламский халифат, уничтожал смуту и искушение, распространял хадисы посланника Аллаха... Ему оставалось только отправиться на встречу со Всевышним Господом. Перед тем как его душа рассталась с телом, он завещал своим близким: “Не оплакивайте меня, когда я умру, потому что посланника Аллаха не оплакивали”. Затем он заплакал сам, и его спросили: “Что заставило тебя плакать?” Он ответил: “Я плачу не по мирской жизни, в которой вас оставляю. Я плачу от того, что мне предстоит дальнее путешествие, но я очень мало приготовил для него. Я стою перед вознесением и дорогой в рай или ад и не знаю, куда меня введут...”
Он скончался в 57 г. после хиджры. На его похоронах присутствовали многие сподвижники, их последователи, видные ученые, среди которых был и Абдуллах ибн аль-Ибад. Он молил Аллаха о прощении и милости для Абу Хурейры и сказал: “Он был одним из тех, кто сохранил хадисы посланника Аллаха для мусульман” (“ат-Табакат аль-Кубра” (“Большой свод биографий”) имама Ибн Са‘да, 4/30).
Да будет Аллах доволен Абу Хурейрой и всеми остальными сподвижниками посланника Аллаха, и да смилостивится над ними!