Allah Nerededir?
بسم الله الرحمن الرحيم
و به أستعين
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословление Его посланнику, Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними с искренностью и знанием.
А затем:
Скажу, а Аллах наделяет успехом.
Где Аллах?
Пояснение дозволенности постановки вопроса "где?" в отношении Аллаха Всевышнего и опровержение тех, кто запрещает это.
§ Указание Сунны на позволительность вопроса "где?" в отношении Аллаха Всевышнего.
Доказательством Ахлю-Сунны валь-Джамаата (приверженцев Сунны и единой общины) на Возвышенности Всевышнего Аллаха Сущностью Его над Своими творениями является прямое указание, выраженное вопросом в отношении Аллаха Всевышнего в форме "где?".
Приводит Имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) в своем "Сахихе" от Муавии ибн Хакама ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, сказавшего: "Еще, у меня была служанка, которая пасла моих овец в стороне Ухуда и Аль-Джуванийи. И вот, однажды она взошла (на возвышенность и увидела), как волк унес одну из ее овечек. Я же (считаю себя) печалящимся, (понимающим человека), сыном Адама, но все-таки, я шлепнул ее по лицу и пришел (с этим известием) к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он расценил это как весьма недобрый поступок, и я сказал ему: "Тогда я сделаю ее свободной!" Он сказал: "Приведи ее ко мне". Я привел ее к нему, и он спросил ее: "Где Аллах?" Она ответила: "На небе". Он спросил: "Кто я?" Она ответила: "Ты - Посланник Аллаха". Он сказал: "Отпусти ее на свободу, ведь она верующая". Номер хадиса 537.
Это прямое и ясное доказательство дозволенности постановки вопроса "где?" в отношении Аллаха Всевышнего, дозволенности ответа на этот вопрос словами: "На небесах", а также того, что это указывает на наличие веры в Аллаха, так как в ответе выражается некоторое знание об Аллахе Всевышнем, а именно - утверждение о Его Возвышенности над творениями, и что Он на небесах.
Салафы (Сахабы, Табиины и Имамы) были единогласны во мнении о позволительности задавать вопрос "Где?" в отношении Аллаха Всевышнего, и в обязательности ответа, заключающегося в том, что Всевышний Аллах на небесах. Также они выражали свое осуждение тем, кто запрещал это, а что еще более страшно, они считали запрещение подобного вопроса наглым опровержением и упреком посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и отверганием Возвышенности Аллаха, Свят Он и Превыше всего.
Слова Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, абсолютно достаточны и говорят сами за себя, хвала Аллаху, и в них содержится неопровержимый и убедительный довод тем, кто не дозволяет подобный вопрос и ответ.
§ Высказывания некоторых Салафов, указывающие на дозволенность постановки вопроса "где?" в отношении Аллаха Всевышнего.
I. АбдуЛлах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах), сахаби, двоюродный брат посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Он сказал: "Размышляйте о чем угодно, но не размышляйте о Сущности Аллаха, поистине, между седьмым небом и Курси (престолом) семь тысяч светов (В книге Ибн Кудамы "Исбат Улув" говорится "семь тысяч лет"), а Он над всем этим". Приводит Ибн Къудама в "Исбат Улув" стр.34, а также Байхакъи в "Асмау ва сифат" стр 420.
Имам Бухари приводит следующие слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: "Когда Аллах беседовал с Мусой, был возглас в небесах, и Аллах был в небесах". "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр 53.
II. Имам Абу Ханифа
Он сказал: «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, – впал в неверие (кафара). То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”». “аль-Фикх аль-Абсат”, стр. 46. Подобные высказывания также передаются от шейх аль-Ислама Ибн Теймийи в “Маджму аль-Фатава” 5/48, Ибн аль-Каййима в “Иджтим’а Джуйуш Исламия” стр. 139, Захаби в “’Улув” стр. 101-102, Ибн Кудамы в “’Улув” стр. 116, Ибн Аби аль-‘Изз бин Абд ас-Салям в “Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа” стр. 301.
На вопрос одной женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»?”, – Абу Ханифа ответил: “Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако, ты рядом с ним не находишься”. “Аль-Асма ва ас-Сыфат”, стр.429.
III. ‘АбдуЛлах ибн Мубарак
Имам ‘АбдуЛлах ибн Мубарак аль-Марвази, Имам Факих Хурасана, Великий Алим, муджахид, ученик таких Имамов как Суфьян Саури, Имам Малик. Он родился в 118 и умер 182 году. Читайте о нем в "Хулятул Авлия" 8/162.
Он сказал: "Мы знаем нашего Господа таковым, что Он над семью небесами над Аршем (Троном) Вознесся, явен (отделен) от творений Своих, и мы не говорим как говорят джахмиты[1]".
Так же известны другие слова, подобные вышеприведенным его словам: Ибн Мубарака спросили: "Как нам познать Господа нашего?" Он ответил: "На седьмом небе, на Арше Своем, и не скажем мы, как говорят джахмиты". Приводит Имам Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр 25, а так же Имам ад-Дарими в "Опровежении джахмитов" стр. 272; Ибн Кудама в "Исбат сифати ‘Улув" стр 48; Байхаки в "Асма’у ва сифат" стр.427.
IV. Сулейман ибн Тархан ат-Тейми абу аль-Му’тамар аль-Басри
Имам Басры в свое время: ‘Али ибн Мадини (Имам, учитель Имама Бухари) говорил: "От него передается около 200 хадисов". Шу’ба говорил: "Я не видел более правдивого, чем Сулейман ат-Тейми, да смилуется над ним Аллах, когда он рассказывал хадис от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он даже менялся в цвете лица. Ахмад ибн Ханбаль, говорил, что он "сикъа" (достоин доверия), умер он в возрасте 97 лет, в
Передает Садка: "Я слышал ат-Тейми, что он говорил: "Если меня спросят "где Аллах?" Свят Он и Высочайш. То я скажу: "На небесах". Если меня спросят: "А где был Его Трон до создания небес?". То я скажу: "Над водой". А если спросят меня: "А где был Трон до создания воды?". Я отвечу: "Не знаю".
Дополнил эти слова Имам Бухари: "И это в соответствии со Словами Аллаха: " Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает". Сура Бакара 255 аят, т.е. кроме того, что поведано (Аллахом)". Приводится у Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр. 42. Так же у Имама Захаби в "’Улув" стр. 130, у Имама Ляликаи "Шарх усул И’тикьад" том 3/401.
V. Са’ид ибн Амир
Имам в Басре на рубеже 2 столетия. Сказал Ибн Аби Шейба о нем: "Саид правдив". Сказал о нем Яхья ибн Ма’ин: "Он "сикьа" (достоин доверия)". Читайте подробнее в книге "Джарх ва Таъдиль" 4/48-49.
Он сказал: "Джахмия хуже в своих словах, чем иудеи и христиане. Иудеи, христиане и вероубежденные люди единогласны в том, что Аллах на Арше (Троне), а эти (джахмиты) говорят, что нет на Арше (Троне) ничего". Приводит Имам Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр.26, а так же Имам Захаби в "’Улюв", Шейх Ибн Каийим Джавзия в "Иджтима’а джуюшь исламия" стр. 215.
VI. ‘Али ибн ’Асим
Шейх Имама Ахмада, родился в Васате в 105 году, жил в Багдаде, занимал высокое место среди всех Мухаддисов. Читайте о нем в книге "Джарх ва т’адиль" Ибн Аби Хатима 3/198, а также в "Тарих Багдад" 11/446-456.
Он сказал: "Предостерегите (всех) от Мариси и его единомышленников, поистине, их разговоры ведут к "зандакъие"(отвратительной ереси). Я разговаривал с их учителем Джахмом (Джахм ибн Сафван), так он даже не подтверждает, что на небесах есть Бог". Приводит Имам Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад"стр 28, а также Ибн Каийим Джавзия в "Иджтима’а джуюшь исламия" стр. 217.
VII. Мухаммад ибн Юсуф
Мухаммад ибн Юсуф аль-Фирьяби, один из учителей Имама Бухари, сказал: "Кто скажет, что Аллах не на Своем Арше (Трoне), тот совершил неверие, кто посчитал что Аллах не беседовал с Мусой (мир ему), тот совершил неверие". Приводит Имам Бухари в книге "Хальк ‘афаль ‘Ибад" стр. 42.
VIII. ‘АбдуЛлах ибн Мухаммад аль-Ансари аль-Харави
Шейхуль-Ислам, Хафиз, Абу Исма’ил, Имам Ахлю-Сунна в Харе, умер в 481 году, автор многих книг: "Маназиль Саирин", "аль-Фарук", "Заммуль Калям" и др. Читайте о нем в книгах: "Табакат Ханабиля" 2/247; "А’лям" Заркали.
Он сказал о соответствии ашъаритских[2] взглядов мнению джахмитов следующее: "Так послушайте, о обладающие разумом, взгляните что предпочли они (т.е. ашариты) у этих (т.е. джахмитов). Эти (джахмиты) говорят, что Аллах есть повсюду, а эти (ашариты) говорят, что Он не находится на месте, и Он не описывается (задавая вопрос) "Где?". А ведь сказал доводящий (откровения) от Аллаха (имеется ввиду Пророк), обращаясь к рабыне Муавии ибн Хакама, да будет доволен им Аллах: "Где Аллах?". "Заммуль Калям" стр. 135.
IX. Имам Захаби
Имам Хафиз Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман Захаби аш-Шафии, известнейший мухаддис и знаток истории, автор многотомных произведений по истории, биографий ученых, науки хадиса и др. умер в 748 году.
Он сказал после упоминания хадиса о рабыне: "И таким же образом мы видели всех, кто был спрошен: "Где Аллах?"; его естество (фитра) опережает и говорит: "Он на небесах". В этом известии для нас два пункта:
· Дозволенность в Шариате для мусульманина спросить: "Где Аллах?"
· Ответ спрашиваемого: "На небесах".
А тот, кто противится этим двум пунктам, тот противится перед избранником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Приводится в книге "Улув" стр.28.
§ Подтверждение этой основы со слов Абу Хасана аль-Ашъари
o Абу Хасан аль-Ашъари
Основатель ашъаритской школы "каляма"[3], в конце жизни вернувшийся к методу Салафов в большинстве вопросов вероубеждений.
Приводится в его книге "Ибана" в главе: Упоминание Возвышения над Аршем (Троном)
Следующие доказательства:
...
“Приводят Ученые, что однажды один мужчина пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с рабыней и сказал: "О посланник Аллаха, я хочу освободить ее, искуплением за свою вину, можно ли мне это сделать?" Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее: "Где Аллах?", она ответила: "На небесах". Он продолжил: "А кто я?", она ответила: "Ты посланник Аллаха". Сказал после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Освободи ее, поистине, она верующая".
Абу Хасан аль-Ашъари добавляет: " И это является доказательством того, что Аллах Всевышний на Арше (Троне) Своем, над небесами". "Ибана" стр.103.
§ Подтверждение этой основы со слов Абдуллы ибн Куляба
o Абдуллах ибн Куляб
Абдуллах ибн Куляб аль-Къаттан, один из имамов мутакаллимов, умер примерно в 240 году.
Он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, - избранник Аллаха, избранный из всех творений, наилучший из созданий, наиболее знающий из них об Аллахе, дозволяет задавание вопроса "Где?", и мало того, объявляет верным ответ: "На небесах", и это свидетельствует о вере ответившего. А вот Джахм ибн Сафван и его приспешники не позволяют вопрос: "Где?", но если бы это было ошибкой, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладает наибольшим правом, чтоб порицать подобное, и тогда сказал бы ей (рабыне), что «не следует так отвечать, а то тебе может представиться, что Аллах ограничен (мах/дуд), и что он находится в (определенном) месте вне места (фи макан дуна макан), однако моим словом будет то, что Он повсюду, что противоположно твоим словам".
Однако нет! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил это, зная, что в нем (что несет с собой вопрос и ответ) и что в этом Вера...
Ибн Фаврак комментирует: "И в этих словах он сформулировал некоторые свои взгляды, а именно:
· дозволенность слова: "Где Аллах?", спрашивая о Нем.
· верность ответа: "На небесах".
· это возвращается к "Иджмаъ" (единогласному мнению) ученых и простых людей".
Приводит Шейх Ибн Теиймия в книгах "Та’аруд ‘акьль маа накьль" стр. 6/193; "Накд тасис" стр. 51-53; "Маджмуа Фатава" 5/319; Ибн Каийим Джавзия в книге "Иджтима джуюш исламия" стр 282. А так же читайте у Ибн Фаврака в "Макалятах" собраных со слов Ибн Куляба.
Заключение
§ Из выше приведенного сделаем некоторые выводы:
1) Дозволенность вопроса: "Где Аллах?" и ответа на него: "На небесах", а так же то, что это абсолютно не означает ни ограничения, и ничего из неизбежного уподобления качествам творений, и то, что это, без всякого сомнения, мазхаб (мнение) Салафов, последовавших в этом за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
2) Абу Хасан Аль-Ашъари и АбдуЛлах ибн Куляб на том же мнении, что и Салафы в этом вопросе, и они также порицают каждого, кто запрещает вопрос: "где Аллах?". Следовательно, заявления каждого, кто приписывает себя к их мазхабу, и запрещает этот вопрос и ответ, несостоятельны.
3) Каждый, кто запрещает вопрос: "Где?" в отношении Аллаха Всевышнего -"муаттыль"- опустошающий, подобный джахмитам и муътазилитам и тем, кто последовал за ними.
А Аллаху об этом ведомо лучше. Хвала Ему постоянная, мир и благословление нашему любимому посланнику Аллаха, спросившему: "Где Аллах?", и засвидетельствовавшему языком своим о Вере сказавшего, что Он, Всевышний, на небесах.
[1] Джахмизм – это одно из направлений калама, последователи которого причисляют себя к мусульманам, однако исповедуют еретические взгляды в отношении к вере и к прекрасным именам и качествам Аллаха. Эпонимом и основателем этой школы был Джахм ибн Сафван, известный как Абу Мухриз. Его деятельность привлекла к себе внимание богословов в
[2] Ашаризм – это еще одно направление в каламе, возникшее в III веке по мусульманскому летоисчислению. Эпонимом этой школы стал Абу Хасан аль-Ашари, который долгое время был одним из величайших ученых-мутазилитов. Впоследствии он отказался от этих воззрений и стал признавать семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом. Это – "аль-хаят" ("жизнь"), "аль-ильм" ("знание"), "аль-кудра" ("власть", "могущество"), "аль-ирада" ("желание"), "ас-самъ" ("слух"), "аль-басар" ("зрение"), "аль-калам" ("речь"). В то же время он продолжал истолковывать такие качества Аллаха, как "аль-ваджх" ("Лик"), "аль-ядан" ("две Руки"), "аль-кадам" ("Стопа") и "ас-сак" ("Голень"). Эти воззрения он перенял от Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Саида ибн Куляба. Позднее он стал признавать и эти качества, полностью разделяя воззрения своих праведных предшественников, в том числе – Ахмада б. Ханбаля.
[3] Калам – это религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны. При этом они обосновывают свой подход тем, что логические аргументы не вызывают сомнений, тогда как священные тексты носят гипотетический характер. Или же они заявляют, что доказательства из священных текстов не приемлемы в дискуссиях с противниками ислама, что побуждает их прибегать к логической аргументации. Однако такой подход противоречит тому пути, которым шли сподвижники, поскольку они отдавали предпочтение священным текстам Корана и Сунны над любыми логическими доводами и мнениями людей. И поскольку методы мутакаллимов – последователей калама – не нашли своего отражения в методологии сподвижников, они считают, что те не в совершенстве изучили основные положения религии, поскольку были заняты войнами на пути Аллаха и прикладывали усилия для того, чтобы защитить религию. Последователи калама полагают, что их путь является более грамотным и более совершенным, чем путь сподвижников пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Тем самым, они умаляют достоинства сподвижников, называют их познания в области основ религии несовершенными, а их усилия на этом пути – неполноценными. Подобное отношение к ним несовместимо с позицией людей, являющихся приверженцами Сунны и объединяющихся вокруг нее (Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа), которые убеждены в том, что путь сподвижников – самый правильный, самый грамотный и самый совершенный. Люди, являющиеся приверженцами Сунны и объединяющиеся вокруг нее, также считают, что воззрения сподвижников были правильными и истинными, тогда как все, что противоречит им, является заблуждением. Из всего сказанного становится ясно, что притязания мутакаллимов и прочих еретиков на принадлежность к Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа, являются несправедливыми и порочными.